«ИСХОД К ВОСТОКУ. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» — сборник статей четырех автор...

585
«ИСХОД К ВОСТОКУ. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» — сборник статей четырех авторов (П. Н. Савицкого, П. П. Сувчинского, Н, С. Трубецкого и Г. В. Флоровского), вышедший в начале августа 1921 в Софии и ознаменовавший собой начало движения евразийства.

Савицкий — статьи «Поворот к Востоку», «Миграция культу­ры», «Континент и океан (Россия и мировой рынок)» — вы­двинул географические и экономические аргументы в пользу самобытности. Россия занимает суперконтинентальный ре­гион и не может конкурировать с океанической системой хозяйства вследствие высоких издержек наземного транспорта.

Она вынуждена в основном торговать с ближайшими соседями по континенту и заинтересована в их развитии. Ведение хозяйства по «океаническим» правилам игры привело бы ее к разорению.

Россия занимает к тому же северный регион, и поэтому ее сельское хозяйство также неконкурентоспособно. Но это не повод для отчаяния. Россия и в этих неблагопри­ятных условиях создала великое государство и великую культуру, и закономерности миграции культур также свидетельс­твуют о том, что центры концентрации творческой энергии перемещаются именно в районы с менее благоприятными природными условиями.

Трубецкой — статьи «Об истинном и ложном национализме», «Верхи и низы русской культуры (Этническая основа русской культуры)» — развил этнологические аргументы. Европейская культура есть культура романо-германская, а вовсе не «общечеловеческая», как хо­тят ее представить. Подражание ей обрекло бы русскую куль­туру на деградацию, ибо несамобытная культура не способс­твует глубокому самопознанию, а значит, «максимальному развитию личностей», высвобождению творческой энергии.

Трубецкой подчеркивал, что истинный национализм должен подчинять политику целям развития национальной культу­ры. Примат политики ведет к ложному национализму, великодержавию, самостийничеству и деградации национальной культуры. Русская культура творится не только славянами и, значит, должна выявлять черты народной стихии всех этносов, населяющих Россию.

Согласно Сувчинскому (статьи «Сила слабых», «Эпоха веры»), лишь религиозная культура утверж­дает «вдохновенное начало личности», а в ее рамках музы­кальное интуитивное мышление гораздо больше способствует глубокому самопознанию, нежели мышление рациональное.

Флоровский (статьи «Разрывы и связи», «Хитрость разума», «О народах неисторических») видит трагичность положения в том, что люди перестают быть людьми. Западная рациона­листическая культура унизила личность до положения вещи. Стержень ее рационалистического энтузиазма составляет своеобразный «гносеологический демократизм», недооценка того, что истина сращена с личностью.

Рассматривая куль­турную традицию как непрерывную линию, рационализм тем самым сближает культуру с бытом. Но духовная традиция — это разрывы бытовых линейных связей и завязывание благодатных соборных связей через пространства и века.Русская же православная традиция понимает познание как духовный подвиг.

Выход сборника встретил сочувственный отклик в сердцах молодых русских эмигрантов,ибо в противовес всеобщим настроениям безысходности вселял твердую веру в творческие потенции России.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?