АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - понятие, предло­женное Э. Фроммом для неофрейдистского истолкования «челове...

545
АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - понятие, предло­женное Э. Фроммом для неофрейдистского истолкования «человека толпы», представителя «массового общества», которого отличают такие черты, как консерватизм, жаж­да власти, ненависть к представителям других этнических групп, конформизм, догматическо-примитивные стереотипы мышления.

Согласно Фромму, человек авторитарного склада испытывает фрустрацию, беспокойство и разочарование от обременительной свободы и чувства одиночества, что обостряет жажду власти, ведет к идентификации себя с авторитетом группы. Последний замещает у авторитар­ной личности утраченный в современном обществе авторитет отца.

Неомарксистские теоретики франкфуртского Института социальных исследований в 30-40-е гг. провели исследования авторитета и семьи и также связали возникновение авторитарной личности с распадом семьи.

В 1950 Адорно совместно с Э. Френкель-Брюнсвик, Д. Левинсоном и Р. Санфордом издал книгу «Авторитарная личность», где на основе большого эмпирического материала были выявлены авторитарно-фашистские ценностные установки личности (некри­тичность и шаблонность мышления, презрение к бедным, ксенофобия, антисемитизм).

Они разработали социально- психологическую трактовку авторитарной личности, объединив типичные для нее черты: отождествление лидера с государством, вождизм (фюрерство), культ власти и пови­новения, боязнь свободы и ответственности, гетерофобию, антиинтеллектуальное плебейство, догматизм и др.

В ходе исследований были выделены различные типы авторитар­ной личности: конвенциональный, садистско-мазохистский, причудливый, меланхолический, манипулятивный.

Проблемами авторитарной личности занимался также Э. Эриксон. Дальнейшее развитие понятие «авторитар­ная личность» получило в рамках критической литера­туры относительно указанного исследования Адорно (К. Рогман, Г. Маркузе. Концепция авторитарной лич­ности — социально-психологический вариант объяснения фашизма и догматизма. Она ценна для понимания про­блем, типичных для современных посткоммунистических режимов и для политической жизни любого общества.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?