ХАОС в древнегреческой мифологии, поэзии и философии — докосмическое состояние, зияющая прабездна; ...

744
ХАОС в древнегреческой мифологии, поэзии и философии — докосмическое состояние, зияющая прабездна; неупорядоченное первовещество; противополож­ность конечному, упорядоченному космосу.

Впервые слово «хаос» встречается у Гесиода: «Прежде всего возник Хаос». Согласно гесиодовой космогонии, облеченной в образы мифологической генеалогии, хаос, будучи чистым отрицанием, порождает столь же негативные силы — черный Мрак и Ночь. Он возникает первым, но не является ни творческим первоначалом, порождающим космос, ни материалом для вселенной, а образует лишь пространство для разверты­вания позитивных сил — Геи-Земли и Эроса-Любви, которые зарождаются не из него, а наряду с ним и после него.

Арис­тотель отождествляет хаос с местом, или пространством, от­мечая, что Гесиод был прав, делая хаос первым, ибо все вещи должны находиться где-нибудь; пространство, «то, без чего не существует ничего другого, а оно без другого существует, необходимо должно быть первым».

Хаос часто отождествляется с Тартаром — подземной бездной, безвозвратно поглощаю­щей все некогда живое и символизирующей смерть. Другое подземное царство смерти — Аид — мыслится как располо­женное ближе к земле; там умершие еще продолжают как-то существовать, хотя бы в виде теней; Тартар — бездна полно­го небытия, из которой нет возврата.

У Марка Аврелия хаос — это бездна времени, «бесконечная в обе стороны вечность», беспредельная ненасытность, неумолимо поглощающая все сущее (в греческой мифологии Время — Кронос — пожирает всех своих детей).

Наряду с пониманием хаоса как зияния, бесконечного пространства, тьмы и всепоглощающей бездны, восходящим к Гесиоду, уже у некоторых философов-досократиков и в особенности у стоиков встречается другая трак­товка хаоса как неупорядоченного первовещества, из кото­рого случайно или под воздействием неких противоборству­ющих или упорядочивающих сил сложился мир. В этом слу­чае «хаос» означает первоначало вселенной, чаще всего воду. Это первоначало, как и гесиодовско-аристотелевский хаос, бесконечно и с возникно­вением космоса не исчезает, служа для него местом; в отли­чие же от хаоса-зияния хаос-первовещество не пуст (это, по стоикам, очень разреженное вещество, которое сгущается под воздействием вихря и образует вселенную) и не бесплоден, но наделен некой творческой потенцией. По отношению к уже существующему космосу стоический хаос не представля­ет собой ненасытную пустую бездну, а является своего рода кладовой первовещества, под­питывающей космос.

В христианской литературе понимание хаоса опосредовано библейской экзегезой. В Книге Бытия 1,2 говорится о «тьме над бездною», бывшей до сотворения мира. Эта «бездна» по своему значению (тем­ная, бездонная, страшная пустота) исключительно близка к греческому понятию хаоса и отождествляется с ним. Однако учение о творении из ничего лишает ее всякой космогонической значимости как в каче­стве места мира, так и в качестве его первоматерии. Эта без­дна не исчезла и по сотворении мира, продолжая существо­вать в виде ада. Кроме того, хаос приобретает у христианских экзегетов и эсхатологическое значение, поскольку в «Апокалипсисе» говорится, что в конце времен «зверь выйдет из бездны».

В средневековой философии и космологии рас­пространено учение о двух материях — первичная materia, не­ вещественная, пустое пространство, или чистая потенция, в которой творится мир и существование которой опровергают большинство христианских учителей, и silva — вторичная материя, разреженная и беспорядочно движущаяся масса пер­воэлементов вещества, результат первого акта творения, хао­тическое состояние, предшествующее появлению оформлен­ных тел. Средневековые мыслители отождествляют ее с хаосом древних. Очевидна связь первого понятия, materia, с гесиодовско-аристотелевским хаосом, а второго, silva, с хаосом стоиков. Имен­но от последнего ведет свою историю современное понима­ние хаоса как первобытного беспорядка.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?