КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - в этике Канта синоним морального императива, обозначение нравственной н...

718
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - в этике Канта синоним морального императива, обозначение нравственной нормы как формально независимой в своих основаниях от каких бы то ни было фактических условий человеческого ве­дения и потому безусловно обязательной к исполнению при любом составе наших фактических целей.

Ему противополо­жен гипотетический императив как условная форма воления, при которой нравственная обязательность данного действия основана на предпосылке фактического или возможного же­лания субъекта.

В отличие от гипотетического императива ка­тегорический императив выражает чистое нормотворчество морального разума. Критерий законности желания состоит поэтому в возможности для этого желания стать необходи­мым принципом воли вообще и ни в чем более: должно быть возможно желать субъективного принципа своей воли как за­кона всякой воли разумного существа.

Т. о., место субъективной цели в этике заступает объективная цель, ценная не по личной прихоти полагающего ее, но совершенно неза­висимо от содержания любого произвола — цель, метафизически самобытная и потому ценная сама по себе. Такова, по крайней мере, цель сохранения самого субъекта всех целей — человека в его всеобщем, или родовом бытии, как человечес­тва в человеке. Эта разумная природа человечества и всякого вообще разумного живого есть цель сама по себе. Поэтому формальное качество всякой нравственной воли должно быть таково, чтобы в этой воле всегда и необходимо полагалась ценность разумной человечности как цель самой этой воли и условие принятия всех прочих целей, которые в отличие от этой цели приходится признать лишь субъективными.

Формулировки категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» (Кант. Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965, с. 347). «Поступай так, чтобы ты всегда отно­сился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270); каждый должен относиться к самому себе и к другому в соответствии с «идеей челове­чества как цели самой по себе» (там же).

Говоря об этике и категорическом императиве, мы хотим представить наш второй проект t.me/vagonetka, где мы с помощью моральных дилемм и опросов изучаем этику современного общества.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?