АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. άποφατικός - отрицательный) — один из двух (наряду с катафаттеск...

681
АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. άποφατικός - отрицательный) — один из двух (наряду с катафаттеской теологией) путей познания Бога, состоящий в последовательном восхождении от тварного мира к Творцу, которое предполагает, с одной стороны, рассмотрение все более совершенных творений и свойств, а с другой — констатацию несоизмеримости каждого из них с Богом, с божественной сущностью.

Поскольку всякое знание является знанием о сотворенных вещах, обладание ими привязывает человека к миру; освобождение от власти тварного мира и его образов предполагает отстранение от всего, что не есть Бог, отказ от приложения к Богу понятий и представлений, почерпнутых из рассмотрения конечных вещей, так как с их помощью не­ возможно достичь положительного знания о Боге.

Апофатическая теология отрицает возможность приписывания каких-либо постижимых атрибутов Богу; последовательно раскрывая
неадекватность не только чувственных образов, но и самых возвышенных понятий, таких как «благость», «любовь», «мудрость» для познания божественной сущности, апофатическая теология демонстрирует абсолютную трансцендентность Бога-Творца.

Путь отрицания описывается, как требующий очище­ния ума и сердца: необходимо оставить «как чувственную, так и умственную деятельность, и вообще все чувственное и умозрительное, все несущее и сущее, и изо всех сил устремиться к соединению с Тем, Кто выше всякой сущности и познания»

Апофатический подход к реалиям мистического опыта при­сущ и другим религиям — запрет изображения Бога в иуда­изме и исламе, концепция высшего духовного начала всего сущего (Брахмана) в индуизме и т. д. Так, Брахман вне времени, пространства и причинно-следственных отношений, свободный от качеств и действий и внеположный явленному (феноменальному) миру невыразим в положительных терминах и чаще всего определяется чисто отрицательно — как немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерожденный, лишенный образа, безначальный, бесконечный, «не это, не это» (па iti, па iti) и т. п. Не постигаемый обычным сознанием или раз­личными рационально-умозрительными конструкциями, Брахман познается лишь высшей религиозной интуицией, лежащей в основе целостного опыта.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?