ЭСХАТОЛОГИЯ — в религиозных мировоззренческих системах учение о конечных судьбах человеческой личн...

607
ЭСХАТОЛОГИЯ — в религиозных мировоззренческих системах учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего в «вечности», т. е. в самой дефинитивной перспективе за пре­делами истории, биографии, вообще «этого» мира. Следует различать индивидуальную эсхатологию, т. е. учение о посмер­тных судьбах единичной человеческой души, и универсаль­ную эсхатологию, т. е. учение о цели и назначении косми­ческой и человеческой истории, об исчерпании ими своего смысла, об их конце и о том, что за этим концом последует.

Индивидуальная эсхатология обычно более или менее существенно соотнесена с универсальной, но степень и модаль­ность этого соотнесения в различных системах весьма различны; разнообразна и степень внимания к эсхатологической проблематике в целом, то оттесняемой на периферию и резервируемой для закрытых мистериальных сообществ как предмет наставления «посвященных», как в классическом гре­ческом язычестве, то выходящей в самый центр предлагае­мого всем вероучения, как в христианстве.

Особая роль в разработке влиятельной традиции индивидуальной эсхатоло­гии принадлежит древнему Египту, а в создании парадигмы всемирной эсхатологии — древнему Израилю и затем иудаизму. Древнеегипетская мысль, напряженно работавшая над про­блемой смерти и личного бессмертия, поняла загробную жизнь как положительное бытие, по своей конкретной наполненности никак не уступающее земной жизни, однако в отличие от нее стоящее под знаком окончательной стабиль­ности и потому несравнимо более важное.

По другому пути идет библейское мышление, сосредоточенное не на судьбах индивида, а на судьбах «народа Божия» и всего человечества, на религиозном осмыслении всемирной истории как процесса, направляемого личной волей единого Бога. Исторические катастрофы, постигающие иудейский на­род, уси­ливают интерес к эсхатологии; предустановленная свыше ис­тория должна трансцендировать себя самое в приходе «но­вого неба и новой земли», в наступлении «будущего века»

В христианстве происходит рецепция мо­тивов индивидуальной эсхатологии египетского и греко-рим­ского происхождения (напр., мотив взвешивания Осирисом сердца умершего был переработан в мотив такого же взвеши­вания перед лицом архангела Михаила). Аналогичные про­цессы заметны в области более умственной, где античное по­нятие «бессмертия души» теснит артикулированное в хрис­тианском Символе веры понятие «воскресения мертвых». Тем острее становится проблема согласования подобных мотивов с библейской и начально-христианской всечеловеческой эсхатологией. Если судьба каждой отдельной души решается ее взвешиванием на весах Михаила и водворением ее в раю или в аду, неясно место мотива всеобщего воскресения и суда над человечеством в контексте конца мира.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?