ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis— роковой, предопределен­ный) — представление о неизбежности всего происх...

538
ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis— роковой, предопределен­ный) — представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу.

Фатализм берет начало в мифологическом мировоз­зрении, интуитивном убеждении людей в собственном бес­силии перед лицом сил природы и получает широкое распро­странение в ранних культурах.
В процессе формирования теистических религий, основанных на вере в единое всемогущее божество, идея судьбы уступает место идее промысла, который, хотя и недоступен человечес­кому разумению, является, однако, не безличной предопре­деляющей силой, а воплощением воли божества. В монотеис­тических религиях фатализм предстает как провиденциализм, основанный на вере во всемогущество и всезнание Бога, ко­торый, создавая мир, заранее предопределил его судьбы, что нашло отражение в исламе и хрис­тианстве.

В классических формах фатализм предстает в античной куль­туре, вырастая из мифологических представлений о роке, гос­подствующем и над простыми смертными, и над героями и богами (Софокл: «Царь Эдип», «Эдип в Колоне»). Судьбу нельзя изменить, можно лишь мужественно принять свою участь. В трагедии Эсхила «Прометей Прикованный» Прометей говорит:

...Ведь я и сам Предвидел все грядущее, и нет Нежданных бедствий для меня.
Я должен Свою судьбу переносить легко: Нельзя преодолеть необходимость...

В античной философии наиболее последовательно представ­ления о фатализме проявились в стоицизме. Стоики отождествляли необходимое и целесообразное, полагая, что все со­бытия в мире предопределены внутренним законом (Логос).
Добровольное следование внешней необходимости, по мнению стоиков, является способом из­бежания принуждения, а значит, условием человеческой сво­боды и счастья.

Стоя считает нравственным долгом человека сопротивление слепым силам рока, человек в силах выбирать свою нравственную позицию, хотя изменить порядок вещей он не сможет.

В Средние века христианство враждебно относилось к иде­ям, отрицавшим положение о свободе человеческой воли, без которой была невозможна нравственная ответственность че­ловека перед Богом.

Вслед за успехами механики в эпоху Просвещения складыва­ ется причинно-механическая картина мира, принимающая всеобщую каузальность как неоспоримый закон природы. Изначально определенными всей предшествующей цепью причинно-следственных связей признаются не только все явления природы, но и поступки людей, равно как и результаты этих поступков. Согласно Гольбаху, «во всех своих поступках человек подчиняется необходимости... его свобода есть хи­мера»

Для философии и этики 20 в. характерно, скорее, обоснование человеческой свободы и ответственнос­ти (Н. А. Бердяев, Ж. П. Сартр).

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?