ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (лат. status naturalis) - понятие правового и политического сознания, встреча...
ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (лат. status naturalis) - понятие правового и политического сознания, встречающееся у киников и Аристотеля, но приобретшее важное значение в трудах мыслителей 17—18 вв.
Т. Гоббс характерной особенностью естественного состояния считал «войну всех против всех», для прекращения которой люди стремятся вступить в «гражданское состояние» и заключить общественный договор.
Для Дж. Локка — это состояние «полной свободы в отношении их (людей. — Т. Д.) действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью» Это еще не состояние войны, а лишь ее возможность, предотвращение которой, также требует заключения общественного договора.
Ж.-Ж. Руссо видел в естественном состоянии «золотой век» человечества, для которого характерно отсутствие политического, правового и имущественного неравенства: «...в первобытном состоянии не было ни домов, ни хижин, ни какого бы то ни было рода собственности» По Руссо, в естественном состоянии не было ни какой войны между людьми, ибо им присуща врожденная благожелательность и чувство сострадания. Лишь впоследствии появляются частная собственность и неравенство.
Представления о естественном состоянии как «начальном этапе» человеческой истории и одновременно прообразе будущего идеального состояния сыграли важную роль в борьбе идеологов промышленной цивилизации с феодально-сословными институциями.
Т. Гоббс характерной особенностью естественного состояния считал «войну всех против всех», для прекращения которой люди стремятся вступить в «гражданское состояние» и заключить общественный договор.
Для Дж. Локка — это состояние «полной свободы в отношении их (людей. — Т. Д.) действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью» Это еще не состояние войны, а лишь ее возможность, предотвращение которой, также требует заключения общественного договора.
Ж.-Ж. Руссо видел в естественном состоянии «золотой век» человечества, для которого характерно отсутствие политического, правового и имущественного неравенства: «...в первобытном состоянии не было ни домов, ни хижин, ни какого бы то ни было рода собственности» По Руссо, в естественном состоянии не было ни какой войны между людьми, ибо им присуща врожденная благожелательность и чувство сострадания. Лишь впоследствии появляются частная собственность и неравенство.
Представления о естественном состоянии как «начальном этапе» человеческой истории и одновременно прообразе будущего идеального состояния сыграли важную роль в борьбе идеологов промышленной цивилизации с феодально-сословными институциями.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?