АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — законченный, завершен­ный, полный; совершенный; независимый, самос...

546
АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — законченный, завершен­ный, полный; совершенный; независимый, самостоя­тельный; несвязанный, свободный; неограниченный, безусловный) — философский термин, обозначающий понятие самодостаточной, вечной, актуально бесконеч­ной духовной реальности, в которой как в своей основе коренится бытие всего сущего. В монотеистических рели­гиях, религиозно-философских и теологических концеп­циях понятию абсолюта соответствует представление о Боге. В древнеиндийских учениях в качестве абсолю­та выступает брахман, в даосизме — дао, в каббале — Эйн Соф, безграничная, чистая божественность. В истории классической западноевропейской философии обсужда­ются различные аспекты и уровни этого понятия. У Парменида, например, это чистое бытие; у Платона — «Перво-единое-Благо»; у Аристотеля — «мыслящее само себя мышление» (оно же — «форма форм», «конечная цель», высшая, или чистая, энтелехия и «перводвигатель»); в неоплатонизме— Единое; у Экхарта — «Божественность-Бо­ жество» (Gottheit); у Николая Кузанского — «абсолютный максимум», «неиное», «возможность бытия» (possest); у Де­карта — абсолютное бытие, связь которого с самосознани­ем проявляется в акте cogito; у Спинозы — «субстанция»; у Лейбница — «монада монад»; у Канта тема абсолюта так или иначе преломляется в его рассуждениях об «идеях» и «идеале» чистого разума, о вещи в себе, категорическом императиве, постулатах практического разума; у Фихте это — «абсолютное Я»; у Гегеля — абсолютный дух.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?