​​Побуждающее событие и кульминация – это два самых важных сценарных отрезка. Иногда к ним еще относ...

1118
​​Побуждающее событие и кульминация – это два самых важных сценарных отрезка. Иногда к ним еще относят «кризис», но, мне кажется, он находится чуть ниже по значимости, так как имеет всегда один эмоциональный заряд и его заметно проще писать.

Если вы разворачиваете свою историю от побуждающего события, то вы обязательно столкнетесь с проблемой написания сочной развязки, если же, наоборот, вы будете писать сценарий с конца, то у вас могут возникнуть проблемы с созданием интригующей завязки.
В огромном количестве картин невооружённым глазом виден перевес либо в сторону побуждающего события, либо в сторону кульминационной сцены и это вечная боль сценариста.

Проблема в том, что одна яркая сцена невольно продавливает все остальное, она плетет всю событийную канву. Возьмем, например, картину: «Приведение». Побуждающее событие этого фильма покорило весь мир. Казалось бы, дело сделано, но сценарист невольно заманил себя в ловушку, потому что привести кино к такой же крутой кульминации - задача почти невыполнимая и он с ней не справился. Конечно, фильм многие любят, но на самом деле третий акт полностью состоит из штампов и свое очарование картина получила только за счет первой половины фильма.

А вот другой пример: «Первобытный страх». Развязка – просто шедевр, сам фильм так же неплох, но если бы не прекрасная игра Эдварда Нортона, картина наверняка не сыскала бы такую славу среди зрителей. Причина: тривиальное побуждающее событие и весь второй акт. Нельзя сказать, что он плохой, но и впечатляющим его не назовешь.

Похожая проблема возникает и у тех, кто создает историю, отталкиваясь от оригинальной вселенной повествования. В таком случае правила мира так сильно отвлекают внимание на себя, что и завязка и развязка часто получаются не самыми выразительными.
Ближайший пример: «Тихое место». Побуждающее событие прямо вытекает из придуманной автором вселенной и выглядит еще ничего, но вот к третьему акту зритель уже полностью понимает правила игры и ему нужен новый поворот, однако кульминационная сцена такого поворота не предлагает, поэтому к финалу картина скатывается в самый обычный мистический триллер.

Великая удача, когда сценаристам удается создать идеально ровную и одновременно яркую картину. «Молчание ягнят», «Особое мнение», «Шестое чувство» - вот редкие примеры гениальных сценариев. По таким фильмам пишутся учебники, их разбирают в киношколах и на них ориентируются все профессиональные и начинающие сценаристы.

Но, есть и другой путь создания шедевра – это та самая идея как key image.
Придумывать фильм, имея в голове только небольшой набор кадров – вот чистое творчество. В мире существует немало картин, которые родились из одного кадра, или из одной маленькой сцены. Есть даже режиссеры, которые создают целые фильмы из образов в своей голове, самый известных из них – это Дэвид Линч.
Научить тому, как создавать кино из key image невозможно, наверное – это напрямую связано с понятием таланта. Конечно, автор должен обладать навыками сторителлинга, но это далеко не главное. Основное – это возможность перенести созданное автором настроение с одного кадра на весь фильм. В любом случае, я снимаю шляпу перед такими мастерами и мечтаю когда-нибудь дойти до их уровня.

Я же в данной момент стал заложником мощного побуждающего события. Вот уже целый год я не могу придумать достойную кульминацию. За это время набросал миллиард идей, но все они, минимум, на один уровень слабее, чем завязка. Теперь я понимаю, почему так много сценаристов сдается и останавливает свой выбор на не самой выразительной, но хотя бы логичной кульминационной сцене. Возможно, так сделаю и я.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?