​​Тема, которую я поднял, требует четкой интерпретации терминов, поэтому стоит объяснить еще раз, чт...

1052
​​Тема, которую я поднял, требует четкой интерпретации терминов, поэтому стоит объяснить еще раз, что я подразумеваю под словом «идея». Речь не о месседже, не о сверхзадаче и не об управляющей идее. Речь, скорее, о том, что Труби назвал «конструирующим принципом».
Мне определение Джона Труби показалось довольно расплывчатым, поэтому я выбрал для себя более понятное слово - идея. Фильм может родиться с любой сцены, фразы или даже с образа, но есть в зарождении идей некоторые закономерности. Я взял на себя смелость и выделил четыре основных типа идей, с которых начинали свое путешествие большинство фильмов и сериалов.

Идея как побуждающее событие
Тарантино рассказывал, что прежде, чем он написал сценарий к «Убить Билла», ему в голову пришла сцена жестокого убийства невесты Биллом и его приспешниками. С данной сцены Квентин начал продумывать событийную ленту своего будущего фильма. У него была точка отсчета, была тональность, примерное очертание героев и мысли о том, чем все должно закончиться.
Другой пример - фильм «It follows». Я не могу быть уверенным на сто процентов, но предполагаю, что первым, что придумал режиссер и сценарист фильма Дэвид Роберт Митчелл была завязка. Может быть, его интересовала тема взросления, может он хотел снять кино в жанре хорора, но до тех пор, пока ему в голову не пришло столь оригинальное побуждающее событие, он не мог приступить к написанию сценария.

Идея как кульминационная сцена
В некоторых книгах по сценарному мастерству советуют придумывать кино с конца. Совет неплохой, и некоторым удается воплотить его в жизнь. Думаю, роман Денниса Лихейна «Остров проклятых», по которому впоследствии был снят одноименный фильм, был придуман именно с кульминационной сцены. Она не обязательно должна была родиться в точности такой, какой мы видим ее в фильме, но ощущения, которые испытывал автор в момент озарения и то, что ощущает зритель во время просмотра – определенно схожи. Вполне возможно, что и Чак Паланик придумал сначала развязку «Бойцовского клуба», а затем расписал уже все остальные части сюжета.

Идея как вселенная повествования
Такое кино, как «Звездные Войны», «Лобстер» или «Твин пикс» - определенно начинали свое путешествие к сердцу зрителя с образа необычного мира, который возникал в голове у автора. Однако вселенная повествования – это не обязательно что-то очень странное и загадочное. Например, картина «Типа крутые легавые» или «Совершенно секретно» - тоже пример оригинальной вселенной повествования. С набором условностей, с уникальными персонажами и не всегда стандартной логикой.

Идея как Key Image
“Зеркало” Тарковского появилось из его сна. “Беги, Лола, Беги” Тыквера родилась с образа бегущей девушки с красными волосами, который неожиданно возник в голове у режиссера. А картину “Я шагаю по москве” Шпаликов придумал, увидев на улице танцующую босиком девушку с туфлями в руках.
Key image – это кадр, который лучше всего передает то самое ощущение, о котором я постоянно пишу. А вот как из одного кадра сделать целый фильм – большой вопрос, ответ на который знают только мастера своего дела.

Довольно забавно, но у меня в голове есть идеи всех четырех типов. Тот сценарий, что я пишу сейчас, родился из побуждающего события. Еще два, которые уже много лет настаиваются в моей голове – родились из key image. Самый любимый – с кульминационной сцены, а крутой сериал, который мы придумали с моей девушкой – со вселенной повествования. К сожалению, ни одного драфта ни по одной из идей, кроме самой первой, я так и не написал. Только наброски поэпизодников или зарисовки отдельных сцен, но я не тороплюсь. Главное – это наличие идеи, остальное лишь вопрос техники, времени и старания.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?