​​Хотят ли люди быть умными? Кто бы что ни говорил о падении интереса к образованию, люди продолжа...

789
​​Хотят ли люди быть умными?

Кто бы что ни говорил о падении интереса к образованию, люди продолжают гнаться за престижными корочками вузов, классными названиями курсов и еще пуще прежнего — потреблять информационный и образовательный контент в интернете. Становится почти модно быть читающим.

Однако человека мало интересует то, что не позволяет сделать свою жизнь комфортнее, успешнее или просто изящнее. Увы, но людей мало волнует конечный смысл того, чем они занимаются на работе, дома или даже в библиотеке. Все привыкли считать, что подлинный смысл наших действий обосновывается простой выгодой их результата или уж хотя бы удовлетворением от процесса.

Большинство образовательных практик — будь то массовые государственные, частные альтернативные или практические тренинговые — остаются для людей лишь способами накопления знаний, навыков, а теперь еще и компетенций для утоления своих бытовых запросов. И акцент на практическую значимость образования все сильнее. Но какое это отношение имеет к уму?

Фактически мы знаем больше, чем наши родители, имеем возможности знать в сотни раз больше, чем самые умные люди прошлого. Однако делает ли нас этот потенциал умнее? Сомнительно. Даже те, кто потребляют образовательный контент тоннами далеко не всегда заслуживают у нас имя мало-мальски разумного человека.

Мы окружены инфантильным обществом мещан, где отдельные люди трубят о том, как современному человеку не хватает воспитания, другие — умения собой управлять, третьи — вообще заявляют, что общество тупеет.

Псевдо-дебильность, о которой сегодня можно услышать чуть ли не с экрана телевизора, и разговоры о повышении периода детства — это конечно, смешно. Но в этом же можно заподозрить и серьезный симптом того, что технологическое развитие и благоустройство создали для нас все необходимое, чтобы мы застывали в своем развитии где-то на стадии юношества, желающего только восторга от жизни.

Конечно, можно было бы сказать, что это с другими все плохо и вообще, это институт образования прохудился, не дает нормального образования… Но это все отговорки.

На деле проблема в нашем отношении к образованию.

Нам представляется, что быть образованным и умным — это разбираться в некотором круге вопросов или мочь что-то делать. Однако такой взгляд на образование губит все возможности существенного изменения нашего способа мысли, возникающие на нашем жизненном пути. Нас просто не интересуют как именно мы мыслим.

Факт знания некоторого предмета и наличие практических достижений кажутся нам достаточными для оценки своей разумности. Но действительное образование мышления — чуть более сложный процесс и проходит буквально через все.

Процесс развития ума не может не захватить какой-то отдельной части жизни. Настоящее образование меняет нас изнутри, поскольку меняет способ связки явлений и событий, формирует наше отношения к миру и себе самим, цели и смыслы нашей деятельности. Но мы не думаем, что различие целей деятельности и средств их достижения зависит от способа мышления. Кажется, что люди различаются только по количеству известных им фактов и размером его потребностей.

Из такой позиции никого не интересует быть умным. Мы стремимся знать больше и знать больше о том, как потреблять больше. Люди даже меряются своим успехом в потреблении, полагая, что так можно закрыть свою неудовлетворенность жизнью и собой.

Желание быть умным и действительно развиваться — это уже минимальный продукт образования человека. И желание это не возникает само собой.

Только когда до нас доходит, что все, что мы знаем — лишь факты, ничего не значащие сами по себе и не дающие решения ни о критериях нашей разумности, ни об устройстве мира, возникают вопросы о том, что мы действительно знаем и понимаем.

«Я знаю, что ничего не знаю», — не хитрость Сократа и не анекдот. Это способ определить в каких границах находится наше понимание происходящего, проверить себя на адекватность.

Не поставив себе вопросов о собственных границах, не понять и своих реальных возможностей.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?