​​Дети (часть 3) И вернемся к тому, с чего начали. Да, с одной стороны жалко, что не существует алг...

366
​​Дети (часть 3)

И вернемся к тому, с чего начали. Да, с одной стороны жалко, что не существует алгоритма, который позволил бы вырастить счастливого и успешного ребенка. Но с другой стороны, если бы мы могли заранее предопределить все его черты, то лишили бы себя удовольствия раз за разом удивляться тому, как он растет, всем его причудам. Он никогда не смог бы превзойти наши ожидания. Но в жизни, к счастью, всё не так.

Значит ли это, что с родителей снимается вся ответственность за воспитание детей? Конечно, нет. Возможно, будущее наших детей не в наших руках, но зато мы определяем их настоящее. Воспитание ребенка – прежде всего, этическое обязательство. Нельзя бить, унижать детей и оставлять их без внимания, потому что большой и сильный человек не должен такие ужасные вещи совершать по отношению к маленькому и беспомощному. Назовем это моральным императивом.

Во-вторых, между родителем и ребенком складываются человеческие отношения. Именно так на них и нужно смотреть. Возьмем брак. Ведь никто в здравом уме не считает, что он может вылепить из своего супруга какой-то идеальный образ. Люди женятся не за этим, а за тем, чтобы построить глубокие и счастливые отношения. Поэтому они и относятся друг к другу хорошо и проявляют заботу. Так же всё обстоит и в отношениях «родитель-ребенок».

Так что, если одного морального императива для вас недостаточно, чтобы хорошо относиться к своему ребенку, то можно сформулировать так: «Заботьтесь о своем ребенке, пока он растет, чтобы он позаботился о вас, когда вы постареете».

Всё это очевидные, всем известные вещи. Но увлекшись доктриной чистого листа, можно начать воспринимать своего ребенка как кусок пластилина, готовый принять нужную форму, а не как живого человека.

А вы просто попробуйте заменить «группу ровесников» на «круг друзей, коллег и партнеров». А «социализацию в однородной группе» на «способность успешно существовать в обществе». А так как люди – создания социальные, то способность успешно существовать в обществе = жить. Вот и всё.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?