​​Дети (часть 2) Естественно, из всего вышесказанного не следует, что родители вообще ни на что вли...

357
​​Дети (часть 2)

Естественно, из всего вышесказанного не следует, что родители вообще ни на что влияют. Влияют и ещё как. Начнем с того, что они изначально не дают ребенку умереть. Детям в раннем возрасте нужен кто-то, кто будет их выхаживать и откармливать. И чаще всего это как раз родители (хотя по факту это может быть кто угодно, и даже необязательно взрослые люди, что доказывают истории о сиротах-беженцах, которые потом вырастают в полноценных граждан).

Именно родители выбирают/формируют ту среду, в которой будут расти их дети, именно они по сути выбирают ту самую однородную группу, о которой мы говорили в прошлом посте. Они же наделяют своих детей определенными навыками и умениями, например учат читать или играть на музыкальном инструменте. И, конечно, они могут влиять на то, как дети себя ведут дома. Но в долгосрочной перспективе их влияние на умственные способности и характер детей оказывается минимальным.

Вообще Пинкер и современные ученые приходят к выводу, что огромную, чуть ли не основную, роль играет судьба. Под судьбой в данном случае понимается удача, стечение обстоятельств, а не то, что жизнь каждого из нас заранее предопределена.

Предположим, появились вы на свет с определенными врожденными чертами. Потом родители какими-то навыками и ценностями вас наделили. Частично определили для вас однородную группу. Частично вы сами её определили в соответствии со своими интересами/умственными способностями. Дальше вы в этой группе социализируетесь и приобретаете необходимые для жизни навыки. Но как именно формируется ваш характер, который потом перейдет во взрослую жизнь – до сих пор загадка. Исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос.

От чего зависит, какими мы вырастаем, застенчивыми или высокомерными; тревожными или уверенными в себе; консервативными или открытыми для новых идей? Пинкер считает, что во многом это зависит от той роли, которую мы занимаем в той самой однородной группе: лидер, чей-то помощник, шут, сам себе хозяин, миротворец, мальчик для битья. А как получается, что нам достается именно эта роль? Возможно, в конкретной группе ровесников она была свободна. Возможно, мы ее выбираем, потому что чувствуем, что она нам подходит. Возможно, просто так получилось. Но как только мы эту роль на себя примерили, отказаться от нее сложно. Потому что мы уже выработали нужные для нее навыки, плюс потому что другие дети давят на нас, не позволяя её сменить.

Но это лишь один из возможных факторов. По факту, каждый из нас похож на шарик в пинболе, который жизнь бросает туда-сюда, и не всегда понятно, где мы окажемся в конкретный момент. Каждый из нас может задать себе вопрос в духе «что было бы, если бы…». Если бы я не перешел в другую школу, если бы я не купил ту книгу, если бы я в тот день не заболела, если бы мне не дали визу. И т.д. Кто знает, возможно, именно самые случайные события оказали влияние на наш характер. И эти случайные события могут начать происходить ещё в утробе матери, уже там два близнеца начинают бороться за «место под солнцем».

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?