​​Дети (часть 1) Ещё одна тема, где современная наука уничтожает доктрину чистого листа – дети. С о...

356
​​Дети (часть 1)

Ещё одна тема, где современная наука уничтожает доктрину чистого листа – дети. С открытием законов поведенческой генетики во второй половине XX-го века стало более-менее понятно, от чего зависит то, какими именно эти самые дети вырастают. И получается, что на 50% это гены, а ещё на 50% – уникальная среда, в которой они развиваются.

Первое, о чем нужно сказать – почти все черты характера и шаблоны поведения передаются по наследству. Уровень интеллекта, открытость новому опыту, темперамент, склонность к компромиссам или нервным срывам. То есть гены играют огромную роль, но всё-таки не на 100% от них всё зависит, а только на 50%.

Теперь самое интересное – среда. В поведенческой генетике выделяется два типа среды: общая и уникальная. Это разделение вводится, когда исследуются родные братья/сестры или вообще близнецы. Общая среда – это как раз дом, родители, соседи (то есть то, в чем мы варимся вместе со своими братьями и сестрами). А уникальная среда – всё остальное, то есть то, что происходит именно с конкретным человеком (меня в детстве кусала собака, а мою сестру нет; одного брата родители больше любят, чем другого; одна сестра переболела серьезной болезнью в детском саду, а другая нет, и т.п.).

И исследования показывают, что влияние общей среды на то, каким вырастет человек, практически нулевое! Другими словами, близнецы вырастут на 50% похожими, и абсолютно не важно, где они росли – в одном доме или в разных. Что это значит? Что мы в современном мире ОЧЕНЬ переоцениваем роль родителей.

Руссо был одним из первых, кто вывел на первый план концепцию родителей и детей. Он говорил, что дети – благородные дикари, и дальше всё зависит от родителей: либо они позволят этому их чистому естеству сиять в полную силу, либо испортят, передав им все пороки цивилизованного общества. И учитывая, что в двадцатом веке доктрина чистого листа вышла на первый план, такая точка зрения была господствующей, да и сейчас таковой остается.

Но она ошибочна. То, в кого мы вырастаем, определяется генами и социализацией. А социализация происходит в однородных группах (т.е. по большей части с ровесниками). В таких группах мы приобретаем навыки и усваиваем нормы, необходимые для жизни в обществе. Дети перенимают часть культуры взрослых, но одновременно формируют и свои правила и ценности. Они озабочены не тем, чтобы максимально походить на взрослых. Нет. Они хотят стать самыми лучшими детьми, чтобы прекрасно функционировать в своем собственном обществе. И именно тогда формируется их индивидуальность.

В мире до сих пор есть примитивные общества и племена, которые живут только охотой и собирательством. И как же там всё устроено? Когда рождается ребенок, мама везде таскает его на спине, откармливает, ухаживает за ним. Но потом проходит два-три года, появляется новый ребенок, а старого она «сбрасывает» в однородную группу из его старших братьев и сестер, и уже там он как-то социализируется, мгновенно лишаясь внимания матери, которое ещё вчера было безраздельным. И так все было устроено веками!

Именно ровесники являются ориентиром для детей. И то, будут ли они пить/курить, нарушать закон, зависит вовсе не от того, курят/пьют/нарушают ли закон их родители, а от того, в каких кругах сами дети вращаются. И популярная идея о том, что дети курят, т.к. хотят выглядеть взрослыми, неверна. Им не это нужно. Им нужно завоевать статус в своей однородной группе, чтобы чувствовать себя нормальным членом своего детского общества.

Наверное, все родители сейчас сидят и думают: «И что это получается? Неужели то, как я отношусь к своему ребенку, вообще не имеет никакого значения? И зачем столько времени тратить на воспитание, если оно никак ни на что не влияет?». Скоро ответим на этот вопрос.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?