Pax Sinica 6 Под словом «даосизм», как на постоялом дворе, останавливаются самые разные, иногда про...

1981
Pax Sinica 6

Под словом «даосизм», как на постоялом дворе, останавливаются самые разные, иногда противоречивые смыслы: там можно найти и деревенских бабушек, совершающих обряды языческим божкам; и отшельников, живущих в горах сотнями лет; и мистический бизнес; и стиль живописи; и традиционную китайскую медицину; и попытки резкой критики и радикального отмежевания от конфуцианства; и попытки его понять и дополнить. Но главным ориентиром внутри даосизма остаётся древнее разделение на дао цзя (道家) и дао цзяо (道教).

Дао цзя, связанный с именами Лаоцзы и Чжуанцзы, принято переводить как философский даосизм; дао цзяо, который исследовал известный французский синолог Анри Масперо, — как даосизм религиозный или практический. Представляется, что такой перевод сам по себе не слишком помогает понять основное различие между учениями, ведь оба предполагают и некоторые рассуждения, и некоторую практику.

Дао цзя и дао цзяо базируются на схожей метафизике и видят мир как непрерывное изменение вещей, происходящее по определенным законам, но кардинально разнятся этической интенцией субъекта. Предлагаю присмотреться к вопросу с точки зрения понятий бессмертия и вечности, открытых на западе ещё в античной Греции.

Бессмертие можно понимать как имманентное нашему миру продолжающееся пребывание во времени. Если кто-то из читателей этого текста по каким-то причинам никогда не умрет, он окажется бессмертным. На западе считается, что простым смертным опыт бессмертия доступен лишь за счёт причастности к чему-то бессмертному: например, через создание условно бессмертного опуса или, как считали древние греки, через политическое действо или речь (об этом хорошо и подробно написала Ханна Арендт в «Vita Activa»). Даосы пошли несколько дальше, предположив, что человеку доступен опыт физического бессмертия напрямую. К этому и стремится дао цзяо; и это стремление порождает массу побочных продуктов: так порох, судя по всему, был открыт именно даосскими алхимиками при работе над эликсиром вечной жизни.

Вечное трансцендентно и находится за пределами нашего времени. Опытом вечности можно назвать созерцательный образ жизни у Аристотеля, созерцание Блага у Платона и созерцание христианского Бога ранними христианами. Опыт вечности обычно относительно краток – вспомним, как быстро платоновского философа загоняют обратно в пещеру. Дао цзя интересуется именно этим и добавляет от себя технику уклонения от нежелательных возвращений. Опыт бессмертия же сам по себе дао цзя неинтересен: достаточно вспомнить разговор Чжуанцзы с черепом, за две тысячи лет до Гамлета. Когда даос предложил черепу вернуть того к жизни, череп озлобился и грозно заявил: «Да разве я променяю своё царственное счастье на человеческие тяготы!»

И не променял.

#paxsinica

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?