Pax Sinica 5 Подойдем к вопросу о коммунизме в современном Китае с другой стороны. С эстетической. ...

1619
Pax Sinica 5

Подойдем к вопросу о коммунизме в современном Китае с другой стороны. С эстетической.

В «Малом руководстве по инэстетике» французский философ и маоист Ален Бадью анализирует три схемы взаимодействия истины и искусства: романтическую, дидактическую и классическую, а потом предлагает четвертую — собственно инэстетику. Романтическая схема предполагает, что одно лишь искусство может свидетельствовать об истине; а инэстетика, хотя и согласна, что искусство способно на производство истин, заявляет, что, кроме него, есть и другие истинностные процедуры: например, наука или любовь. В современном мире политические практики вряд ли оперируют одним из этих вариантов, другое дело — дидактическая и классическая схемы.

Согласно классической схеме, ведущей начало от Аристотеля, искусство не может претендовать на истину, и предназначение его, прежде всего, в терапии и врачевании душевных аффектаций. Именно здесь рождается искусство как публичная услуга и искусство как товар, а способность нравиться становится для него главным мерилом. В капиталистическом укладе (как и в психоанализе) торжествует классическая схема.

В дидактической схеме, ведущей начало от Платона и Конфуция, искусство само по себе не обладает способностью к истине, но зато прекрасно имитирует и транслирует эффект истин, потому должно быть использовано не для личного обогащения или психотерапии, но в воспитательных целях. Именно таков подход к искусству и в марксизме, и в конфуцианстве. А активное использование дидактической схемы китайскими элитами сигнализирует о том, что в современном Китае есть как минимум что-то коммунистическое.

Конечно, важно посмотреть не только на метод использования искусства в политике, но и на сообщения и образы, которые таким способом транслируются. И если Мэтт Дэймон в «Великой стене» был перекован на конфуцианский лад не слишком убедительно, то Лю Цысиню, ставшему одним из самых популярных фантастов в мире, удалось достучаться до миллионов. Какой образ будущего транслирует писатель Лю? Враждебный и таинственный космос, чуждый советской фантастике, но объединенное человечество победившего научно-технического коммунизма, совсем как у братьев Стругацких.

#paxsinica

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?