​​Завершаем тему тайны и драматической иронии. В мировом кинематографе есть примеры использования д...

862
​​Завершаем тему тайны и драматической иронии.

В мировом кинематографе есть примеры использования драматической иронии, в которых зритель обладает абсолютным знанием. Например, в картине «Необратимость» ни один из героев не обладает даром ясновидения и о своей судьбе не оповещен, а зритель уже вкурсе к чему приведет каждая новая сцена. Или, скажем, «Изобретение лжи», о котором я уже как-то писал в одном из своих материалов. В "Изобретении лжи" до побуждающего события о возможности лгать не знает ни одна живая душа. А зритель знает.
«Армагеддон». В экспозиции нас знакомят с несущимся на огромной скорости прямо на землю астероидом – это тоже пример драматической иронии, основанной абсолютном знании зрителя. Человечество еще ни о чем не подозревает, а мы уже оповещены.

И вот, что интересно, я не могу вспомнить ни одного обратного примера. Такого, чтобы все герои фильма обладали каким-либо знанием, а зритель им не обладал. Речь не идет об экспозиции, ведь ее нельзя назвать тайной. От зрителя не скрывают информацию, а напротив, пытаются как можно проще и быстрее ввести в суть дела.

Прием, о котором я говорю, можно встретить в юморе. Я как то раз делал выдержку лучших моментов из любимого мною «Скетч-шоу». Вот там некоторые скетчи построены на том, что все герои знают правду, а зритель узнает ее чуть погодя, что, собственно, и становится панчлайном.

А что насчет кино? Я уже несколько часов роюсь в чертогах разума, дабы вытащить от туда какой-нибудь пример, в котором элемент тайны был бы обыгран таким интересным способом, но ничего не могу найти.
Только представьте, мир, в котором все люди знают больше, чем зритель и лишь в кульминации нам открывается какая-то страшная тайна.
Возможно, отсутствие подобных лент обусловлено канонами драматургии. Джон Труби в «Анатомии истории» писал о том, что в сценарии должно быть два озарения, одно у персонажа, другое у зрителя. Иногда они совпадают по времени, но все равно работают на разных уровнях. Если же все персонажи знают больше, чем зритель, то в момент раскрытия тайны, озарение наступит только для зрителя.

В истории кино есть так называемые фильмы – головоломки, такие как «Враг» - Вильнева или «Малхолланд Драйв» Линча. Они определенно построены на приеме тайны, но не очень ясно, кто о ней оповещен. Скорее всего никто. В "Малхолланд Драйв" героиня Наоми Уоттс спит. Знают ли остальные персонажи, что они находятся во сне и являются всего лишь игрой подсознания? А знает ли об этом сама героиня? Вопросы философские.

Чтобы проверить обратную связь, прикрепляю комментарии к этому посту. Если вы вдруг знаете фильм, в котором элемент тайны обыгран таким образом - обязательно пишите. Идеи использования подобного приема тоже буду рад почитать.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?