​​Макки считает, что драматическая ирония – это наиболее сложный для сценариста художественный прием...

784
​​Макки считает, что драматическая ирония – это наиболее сложный для сценариста художественный прием. Не могу с ним согласиться. Как по мне, изящная, держащая в напряжении тайна – вот истинная вершина сценарного мастерства.

Есть не мало фильмов, в основе которых лежит драматическая ирония. Например сериал моего детства, «Коломбо» целиком и полностью построен на данном приеме. Тайны и саспенса в сериале практически нет, так как зритель всегда знает кто убийца, и к тому же понимает, что Коломбо обязательно убийцу поймает. Единственный элемент тайны – это как именно комиссар докопается до правды. Думаю, именно за счет драматической иронии у сериала появилось такое огромное количество поклонников. Любители детективов в любом случае смотрели «Коломбо», даже не смотря на отсутствие загадки, а всем остальным нравилось наблюдать за тем, как комиссар, словно наглый кот, медленно докапывается до истины и выводит преступника на чистую воду.

«Коломбо» - не единственный детектив, который использует драматическую иронию, как основной способ удержания внимания зрителя. Хичковская «Веревка» также построена на этом художественном приеме. Весь фильм мы наблюдаем за тем, раскроется ли страшная тайна, которую главные герои скрывают от своих друзей или им удастся выбраться сухими из воды.

Есть не мало примеров, как на базе драматической иронии строится целый фильм, все что для этого нужно – это раскрыть карты в первом акте картины, а затем дать зрителю свысока наблюдать за похождениями героев.

С тайной же все намного сложнее. Чтобы построить кино на художественном приеме тайны, необходимо вызвать у зрителя тонкое чувство недоверия, то странное ощущение, когда кажется, что что-то здесь не чисто, но что именно понять не выходит.
Нечто подобное, наверняка, многие испытывали во время просмотра «Шестого чувства» или «Бойцовского клуба».

По моим наблюдениям, картины типа «Веревки», безусловно, нравятся среднему зрителю, но в число любимых входят редко, а вот такое кино, как «Остров проклятых» или «Игра», часто попадают в личные топы. Причина в ощущении открытия, озарения, которое испытывает зритель. Это одна из самых сильных эмоций, которую можно испытать во время похода в кино. Словно волна, которая подходит все ближе и ближе и наконец с оглушительной силой обрушивается на тебя осознанием того, что все это время автор водил тебя за нос. Но как же элегантно, черт возьми.

Самое сложное в создании тайны – это придумать саму тайну. Отчасти это похоже на создание фокуса. Я, как человек, который некоторое время был фокусником, могу сказать, что придумать собственный трюк почти невозможно.
Вообще неожиданные повороты в фильмах встречаются часто и при невнимательном рассмотрении они могут даже удивить. Однако на самом деле большинство из них не выдерживают никакой критики. Проблем может быть масса: слишком предсказуемо, немотивированно, не логично или вовсе абсурдно. Нередко сценаристы грешат созданием твиста ради твиста, потому что знают, что зрители это любят, а писать что-то продуманное и глубокое не хватает времени и таланта.

Сам я мастером назвать себя не могу, поэтому стараюсь не заигрываться и использовать тайну максимально аккуратно. Думаю, это не плохой совет всем сценаристам, за плечами которых еще нет нескольких приличных сценариев. Даже маэстро Шьямалан до создания великого «Шестого чувства» написал два полных метра.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?