Вернемся к драматургии и творческим мукам. Так как я уже год работаю над написанием дебютного полно...

938
Вернемся к драматургии и творческим мукам.
Так как я уже год работаю над написанием дебютного полного метра, думаю, будет не лишним поделиться с вами препятствиями, с которыми я столкнулся на разных этапах работы. Их было много, и некоторые из них я до сих пор не преодолел.

Поговорим о том, как не дать зрителю заскучать. Макки описал три способа удержания внимания зрителея – это саспенс, тайна и драматическая ирония. Для тех, кто не читал «Историю на миллион долларов», сделаю краткое пояснение.
Саспенс – зритель знает столько же, сколько и главные герои фильма.
Тайна – один или несколько персонажей знает больше, чем зритель.
Драматическая ирония – только зритель, или зритель плюс некоторые герои знают больше, чем другие персонажи.

Саспенс является самым простым и популярным способом удержания внимания зрителя. Смотреть за тем, как герой в темноте с фонариком пробирается сквозь чащу леса кишащей бандитами – интересно и захватывающе. Но, если держать зрителя в напряжении весь фильм его это может утомить, поэтому не саспенсом единым живет интерес.

Не смотря на то, что тайна и драматическая ирония – это почти антонимы, их различие заключается только в осведомленности зрителя о том или ином факте. Например, в «Побеге из Шоушенка» во время кульминационных сцен мы сталкиваемся с тайной, которую герой Тима Робинса скрывал от нас на протяжении почти всего экранного времени. Однако сценарист мог бы добавить всего парочку сцен, в которых зрителю в самом начале показали бы для чего на самом деле нужен портрет Риты Хейворт, и тайна плавно перетекла бы в драматическую иронию. У зрителя были бы совсем другие ощущения от просмотра и, вполне возможно, фильм не занял бы первое место в рейтинге IMDB. Это вовсе не означает, что драматическая ирония – более слабый инструмент, нет.

Выбор драматургических приемов во многом предопределяется жанром. В фильмах, в которых подразумевается доля юмора, делается упор в сторону драматической иронии, в более серьезных картинах, в сторону тайны. Но в любой хорошей драме было бы не плохо добавить щепотку драматической иронии, а фильмам более легкого жанра совершенно необходимо содержать в себе немного тайны. Вот с этим то у меня и проблема.

Я пишу свою историю в модном нынче жанре драмеди и драматической иронии у меня хоть отбавляй, саспенс тоже присутствует, а с тайной просто беда, а ведь это мой самый любимый художественный прием.
Знаете, вот этот момент, когда до одному из героев вдруг приходит озарение и он поворачивается к своему другу: «Ты знал? Ты все это время знал и молчал?!».

Как я уже сказал, в комедийных жанрах тайна используется не часто, но она всегда добавляет изюминки. Вспомните хотя бы сцену с картиной Тищенко из фильма «О чем говорят мужчины». Или пистолет из «Зеленой книги», о наличии которого мы узнаем только в концовке. Можно было бы снять эти сцены по-другому? Безусловно. Стали бы они из-за этого более пресными? Наверняка.

У меня аккуратно вплести тайну в нарратив пока не получается.
Надеюсь в скором времени я что-нибудь придумаю, а пока хочу показать одну из своих любимых сцен с использованием тайны. Фильм «Грань будущего» умело играет со зрителем и постоянно миксует саспенс и драматическую иронию, но вишенкой на торте стала сцена с вертолетом, и именно в ней сценаристы решили отойти от выбранного им стиля повествования и обратились к приему тайны. На мой взгляд, получилось отлично.

Момент из фильма «Грань будущего»

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?